Надежда Зубова – MBA Faculty Spotlight
Расскажите немного о себе
Я психолог, гештальт-терапевт. Я работаю с компаниями, провожу бизнес-тренинги по эмоциональному интеллекту, управлению конфликтами и ассертивному поведению. В AlmaU я преподаю дисциплины «эмоциональный интеллект» и «ассертивное поведение».
Ассертивное поведение – это управление на равных, когда каждый выполняет свои функции и никто не лучше, не хуже в этой компании. У каждого свои задачи, свои ресурсы.
А на теме эмоционального интеллекта слушатели скорее думают, что они научатся отключаться и как роботы всеми управлять. Тут я наоборот говорю им: «Друзья, есть вы, у вас есть эмоции, давайте учиться их слушать». Если человек не умеет слушать свои эмоции, , он не научится ими управлять и не сможет слушать других людей.
Что вдохновило вас стать преподавателем?
Когда я была еще в садике моя воспитательница любила меня сажать в центр и вокруг детей, а сама куда-нибудь уходила, и я что-нибудь им рассказывала – все рассказывала, что со мной произошло, сказки, которые я знала и какое я вчера смотрела кино.
Вот, наверное, первый источник – это что-то внутреннее, когда твой потенциал рвется наружу; желание что-то этому миру сказать
Я с удовольствием говорю, меня с удовольствием слушают. Меня это вдохновляет и открывает новые стремления что-то новое узнать, исследовать, проверить, да и донести нечто важное.
Чем для вас является преподавание?
Преподавание для меня, как для психолога, это возможность шока во влиянии. Когда я работаю, как психолог индивидуально с человеком, то я работаю в глубину этого человека. Как бизнес-тренер и преподаватель, я иду в ширину, то есть я несу какую-то ценность гораздо большему количеству людей, а они в свою очередь распространяют эту ценность в своей компании и становятся такими ролевыми моделями и начинают по-другому взаимодействовать со своими семьями.
Например, когда они на следующий день приходят и говорят: «Вы знаете я там своему ребенку вот так сказал, как вы говорили и представляете получилось». У меня это вызывает безумную радость, потому что, тогда я знаю, что мы все связаны. Мы не заканчиваемся на себе.
Как преподавание повлияло на вашу жизнь и взгляды?
Прежде всего я стала человеком слова, потому что я никогда не скажу то, что не проверено, что не работает. Осознание ответственности перед большим количеством людей делает меня еще больше человеком слова. Все, что я говорю это то, что я точно знаю и во что я верю.
Я стала хотеть больше узнавать, потому что эти можно будет поделиться. Я стала более страстная стала до жизни и научилась себя беречь. Когда ты выходишь работать к людям, тебе нельзя быть не в ресурсе и поэтому я научилась заботиться о своем состоянии.
Что вы бы назвали своим лучшим вложением (деньги, энергия, время)
У меня есть два лучших вложения, а может и больше, но на ум приходят эти два. Вложение в психологию, в частности в свое обучение и в свою психотерапию, в свое психологическое здоровье, потому что это вложение позволяет мне жить счастливее и не наступать на одни и те же грабли, позволяет мне жить с открытыми глазами и не уходить в автоматические действия. Психология позволила мне стать такой более контактной, а это стало моим основным конкурентным преимуществом в этом мире.
Второе мое положение это моя дочь, я ей супер мега горжусь. Мне очень нравится, как я вложила в нее время, и какая она выросла. Безусловно она такая не только благодаря мне, но мне нравится, какая она сейчас. Я там вкладывала, наверное, больше морально, я училась быть матерью.
А как вы пришли к психологии?
Ну говорят, что все психологи приходят в психологию, потому что у них есть свои сложности. Это абсолютная правда, я в это верю.
Если говорить про какой-то выбор двигаться в этом направлении, то я вообще долгое время не знала кем я хочу быть. Когда я шла поступать, я раза 4 перекладывала документы с одного факультета на другой. Там была журналистика, дефектология, преподавание и психология. В итоге я по меркантильным целям остановилась на дефектологии, думала там будет поменьше народу и, если что я смогу перевестись. Моих оценок не хватило на грант в университете, но в гуманитарный колледж меня взяли с руками и ногами. Вот, то есть у меня есть такое педагогическое образование. Там у меня был предмет психологии, и я очень прониклась этим предметом, преподавателем и плюс одна из моих родственниц пошла учиться на психолога и взяла меня в качестве клиента. А когда я уже закончила колледж, я напрямую отнесла документы на психолога, потому что на тот момент, я уже была уверенна, что я хочу быть психологом.
Чем вы увлечены кроме своей работы и семьи?
Ну я, кстати, семьей не увлечена. У меня из семьи есть дочь и ей уже 18, поэтому она уже живет сама своей жизнью, и я увлечена только собой.
Я увлечена спортом, люблю бегать по утрам, заниматься своим здоровьем и своим телом. Я увидела, как бег помогает психике. С помощью психологии я поняла, что мы едины, тела и душа, и как тело и его здоровье влияет на психику – есть непосредственная связь.
Напряженное тело рождает агрессивных людей, потому что усталость делает из других людей врагов. А расслабленное тело позволяет видеть мир в совершенно других, теплых тоннах, поэтому я бегаю, чтобы психически и эмоционально чувствовать себя более позитивной и радостной.
Я еще люблю походы в горы, одиночные. Я люблю ходить в горы и чувствовать природу, как-то от нее лечиться и воодушевляться.
Также люблю путешествовать. Вот, например сейчас я в Индии, в Гоа. Что еще люблю? Я люблю театры, разные их варианты. У меня был один год, когда я решила просвещаться только искусством. Я ходила по концертам, спектаклям разным. Часто они отменялись, и я ходила на другие, ну вот так было.
Любите ли вы читать? Какая ваша любимая книга? И какое отношение к книгам из жанра «самопомощь»?
Я, честно говоря, не могу выделить одну свою любимую книгу, потому что в разное время разные книги производили на меня впечатления и поэтому не могу сказать какая книга моя любимая
Вообще я считаю книги читать надо, читать становиться труднее и труднее, потому что мы привыкаем к чему-то коротенькому, а книга это что-то такое повествовательньое длинное, на несколько дней, на несколько часов, а люди все спешат, что там несколько часов сидеть и читать становиться уже практически невозможно, но это очень важно, потому что без книги невозможно понять причино-следственные связи. В этих коротеньких видео, в тезисах невозможно развить такое полезное качество, как эмпатия. Эмпатия это умение поставить себя на место какого-то человека, для эмпатии важна предыстория, а книга она как раз рассказывает предысторию – какое детство было у этого героя, что произошло там до того, как произошло это убийтсов или это воровство или еще что-то.
Наш мир он сейчас такой «это хорошо, а это плохо», а когда ты читаешь книгу и следуешь причино-следственной связи, ты не можешь сказать это хорошо или плохо. Ну а чтобы ты сделал на его месте в такой же ситуации, возможно тоже самое, но это не означает, что ты плохой. Это означает, что на тот момент были только эти ресурсы, эти знания и ты мог сделать только это. Вот мне кажется, что книги очень полезны потому что они развивают приично-следственные связи. Они делают человека системным, он начинает
Полезно их читать, полезно их слушать. Сейчас есть масса предложений, которые повзоляют в аудио виде прослушивать, если ты так спешишь. Я так одно время бегала с книгами, бежишь телом, слушаешь головой и не замечаешь, как пробежал 10 километров. Ну вот можно совмещать это слушанием, ну главное это чтобы это не отвлекало тебя от жизни. В книгу, конечно, тоже можно уйти из жизни. Уйти из жизни в книгу, уйти в жизнь других героев. Это люди, которые с работы прибегают в книгу ныряют. Знаете, как все на этой земле всё зависит от дозы, всё может быть ядом.
Ну и книги по самопомощи. Мне кажется, если человек увлечен и тем самым формирует свою рефлексивную часть, умение заглянуть в себя, умение вообще себя видеть, то это хорошо. Главное, чтобы это не было единственным источником такого оздоровления, потому что всего должно быть в меру.
Какая тема исследований интересует вас больше всего?
Я не исследователь, но вот в психологии меня интересуют эмпатия больше всего. Мне интересно, что ей мешает, почему мы имеем природную эмпатию, западаем в циничность какую-то. Это моя любимая тема.
Как для вас выглядит успех?
Успех это, наверное, какой-то период, когда человек собой доволен, когда ты рад и благодаришь, когда ты празднуешь победу и потом какое-то время живешь спокойно. Он может быть разный, это может быть финансовый успех, может быть успех в том, что ты чего-то добился с точки зрения своего эмоционального состояния. Может ты какое-то исследование долгое время вел и у тебя что-то получилось. Когда ты собой доволен, вот в чем успех, по возможности более длительный период. Когда тебя напитало достаточными силами для того, чтобы шагать дальше и ты перестаешь быть довольным.
Как для вас выглядит успешное обучение на программах МВА?
Успешное обучение на программах МВА — это когда ты постоянно говоришь себе, господи, как хорошо, что я пришел сюда учиться; это, то место, где я должен был оказаться; когда информация, которую тебе дают она для тебя полезная и ты можешь ее применить в практике,
Когда ты получаешь удовольствие от процесса и понимаешь, что результат у тебя будет, потому что ты будешь внедрять все это. Удовольствие от процесса еще зависит от твоих одногруппников, да и вот все слушатели МВА, которых я видела, которые мне очень нравятся, они очень коммуникабельные они с друг другом прям очень качественно взаимодействуют, это такой прям хороший нетворкинг. Они потом объединяются иногда для новых бизнесов или помогают друг другу, становятся клиентами друг друга, подрядчиками друг друга, партнерами друг друга, просто наставниками друг для друга, менторами, просто какой-то группой поддержки для друг друга, потому что вместе оно как-то не так страшно что-то делать
Могли бы вы рассказать про ваш неудачный опыт?
Мой первый неудачный опыт – это, когда после окончания университета, имея достаточно много амбиций, мы с моими одногруппницами открыли психологический центр. Он назывался «Self», открыли в надежде, что сейчас повалят клиенты. Мы были тогда еще молодые и зеленые, и еще уговаривали себя, что для того, чтобы запускать ракеты в космос необязательно быть в космосе. И у нас не пошло. Не пошло, потому что люди еще не сильно тогда – это было очень давно, лет 20 назад – ориентированы на психологию. Это сейчас более или менее народ развернулся, а тогда это было просто поле непаханое. Плюс, чтобы все-таки быть психологом, нужно уметь выдерживать неопределенность, потому что ты работаешь с клиентом в абсолютной неопределённости, у тебя нет методов, вот, как например есть алгоритм продаж – 6 продаж как надо идти, а здесь ничего такого нет. Здесь нет структуры более или менее понятной для себя. А на тот момент, я еще, наверное, не умела выдерживать вот эту неопределенность. Вот, например поработала я с клиентом, он ушел, а я не могу с ним связаться и спросить ему полегчало или не полегчало, и я не знаю вообще получилось или не получилось. И в процессе очень тревожно, что я что-то не то делаю.
Я подумала, что мне очень сложно с неопределённостью и моя знакомая сказала, что одна компания, HR консалтинг компания, она ищет себе бизнес тренера, а там все понятно. Есть определенный навык, который нужно сформировать, есть инструменты, которые помогают развивать этот навык, есть циклы и т. п. Я туда пошла, и стала бизнес-тренером, потому что это стало более определенным. Потом я вернулась в психологию и заново еще обучилась. Вот такой неудачный такой опыт, который позволил мне стать горазло круче специалистом чем просто психолог.
И напоследок хотите ли вы что-то добавить от себя?
Нет, пожалуй. Что я могу добавить такого универсального, что было бы полезно каждому. Каждый на своем каком-то отрезке, дистанции жизни, и в каждом этом отрезке нужна своя какая-то информация, поэтому если он придет ко мне и спросит, я послушаю его и вместе с ним смогу ему сказать что-то полезное. А так что-то полезное я, наверное, сказать не могу.