Марина Новоточина – MBA Faculty Spotlight
Интервью с преподавателем программ МВА и DBA Высшей Школы Бизнеса AlmaU – Мариной Новоточиной.
Расскажите, пожалуйста, немного о себе, буквально в 2 словах. Почему вы стали преподавателем? Нравится ли вам это?
Марина Валерьевна: У меня вообще не было вопроса стать ли преподавателем. Получилось как-то естественно. В первый Университет, который я окончила, меня сразу же пригласили работать на кафедре, я получила нагрузку в часах и стала вести занятия для студентов. Дальше – больше. После работы в Университете поступила на факультет психологии, и дальше уже стала вести бизнес-тренинги и преподавать бизнесменам, потому что специализация у меня была “Организационная психология”, практически все тренинги были для руководителей и людей, которые так или иначе вовлечены в бизнес.
Чем Вы увлекаетесь помимо работы и семьи?
О! Это вы зря спросили в самом начале разговора :). У меня столько увлечений, я могу долго о них рассказывать. Например мое давнее и большое увлечение – это аргентинское танго, которым я начала заниматься в 2006 году, но в целом танцую всю жизнь, и не только танго, а вообще люблю танцевать. Мы с партнером даже открывали свою Школу под названием Тангосквер, где взрослых людей учили танцевать. Сейчас Школа трансформировалась, и теперь я прихожу туда просто иногда пообщаться с танго сообществом и, конечно, потанцевать.
Из моего тангового и тренерского опыта даже родился уникальный тренинг, который я назвала “Бизнес коммуникации в стиле танго”. Потому что я обнаружила очень много сходств между тем, как люди коммуницируют, как они живут, и тем, как они танцуют. Еще об увлечениях? На данный момент книгу пишу. По-моему достаточно
А до этого писали книги или это первая?
МВ: Нет, пишу впервые. Хотя за свою жизнь я написала много всего – художественные рассказы о разных людях, научные статьи, диссертации. Книга моя не про бизнес. Суть этой книги можно отобразить одной фразой: “Будь собой. Остальные места уже заняты.” Это про то, почему мы такие разные, зачем мы порой ходим на нелюбимую работу, общаемся с токсичными людьми, вступаем в брак с нелюбимым человеком, почему не занимаемся своим здоровьем, откуда берутся депрессии, как отношения с близкими людьми могут нас окрылить или наоборот и др. В книге восемь глав, которые посвящены работе, творчеству, отношениям, здоровью, любви, взаимопомощи, и все о том, как прожить свою жизнь счастливо. Я назвала ее жанр “Книга – тренинг”, потому что я там даю советы, рекомендации, ссылки на литературу к прочтению. Человек, прочитав её, может углубиться в себя, поразмышлять о себе, о пути, который он выбирает. Может взглянуть, благодаря историям про других людей, которых в книге много, на то, как он сам проживает свою жизнь, как общается с другими людьми, что его движет вперед или тянет назад.
Вообще есть много всего, чем я интересуюсь, помимо работы и семьи. Но работа занимает почти все моё время. Я иногда шучу, что у меня расписание в ежедневнике, как у Боинга. Вот сегодня, например, в одном подразделении казахстанской производственной компании был запрос на проведение корпоративного тренинга, где заказчику надо было провести двухдневный тренинг за 1 день, что само по себе задача почти невыполнимая, так как в этих условиях тренинг автоматически превращается в семинар, а то и в лекцию. Так вот, я пролистала свое расписание, нашла свободный день 29 сентября, после 29 сентября только 27 октября. Потом ещё 2 дня полностью свободных в ноябре. Как-то так.
Что было для вас лучшим вложением? Это может быть что угодно, время, деньги, энергия.
МВ: У меня есть несколько ответов на этот вопрос. Вообще, моё лучшее вложение это мои ученики, я так считаю, потому что я понимаю ценность той помощи, которую я им оказываю, когда они основывают свой бизнес, когда они думают куда им дальше идти, как им дальше жить, может быть пойти в найм, может быть сменить сферу деятельности. Я это вижу, потому что, кроме обучения, занимаюсь индивидуальным коучингом с руководителями. Это очень глубокая и продвигающая работа, Я даже термин придумала “управленческое одиночество”, потому что руководитель всегда человек особенный, он/она постоянно на виду, от него всегда ждут успешных решений, а поговорить не с кем о том, что болит, о своем развитиии, о своём будущем. Разные люди в его окружении заинтересованы в нем по-разному. У заместителя к нему свой интерес, у семьи свой, а руководителю очень важно поговорить иногда о чем-то важном конфиденциально с человеком независимым, которому он сможет доверять.
То есть он пришел, заплатил, услуга достаточно дорогая сама по себе, и всё, он эту услугу взял. Дальше он сам понимает что ему делать, как ему жить.
Это был первый ответ на ваш вопрос, а второй, если рассматривать вложение финансовом смысле, кроме семьи, детей, родителей, что очевидно, то самых больших вложений требует мое развитие, постоянная учеба. Сейчас это – полугодовая учеба, связанная с получением сертификата Коуча уровня PCC ICF , на мой взгляд, за этим направлением будущее. Сейчас, иногда коучинг просто модное слово и кто только не коуч. Но я-то точно знаю, что я делаю, как использую коучинговый подход, как помогаю людям. Согласитесь, это необычное сочетание, когда консультант имеет психологическое и коучинговое образование, опыт в обучении взрослых людей, проектную практику в компаниях из разных отраслей, имеет системный взгляд на менеджмент, к тому же умеет слушать и слышать человека.
Какую книгу вы могли бы порекомендовать? И почему?
МВ: Вот на предыдущий вопрос я вам ответила 2 раза. А на этот вопрос я вам пожалуй, не могу дать ни одного ответа. Объясню почему. Потому что читать книги бизнесменам хорошо и полезно. Но, здесь очень важно не какую книгу прочитать, а зачем прочитать эту книгу.
Когда меня слушатели спрашивают об этом, я сразу спрашиваю: “А что вы хотите? Куда вы хотите попасть? Как вы хотите дальше развиваться? Как кто вы хотите дальше развиваться? По какому пути хотите дальше идти?”.
И тогда будет понятно, какая книга пригодится на этом пути, какую книгу порекомендовать.
Я очень далека от рекомендаций, что есть такие книги, которые должны прочитать все без исключения. Люди же разные. У них разные мысли, разные направления, разные пути, разные сильные/слабые стороны, разный бэкграунд, ну с чего они должны читать одну и ту же книгу? А ещё здесь важный момент, что даже если есть такие универсальные нон-фикшн книги, то это всё равно про какой-то успешный опыт других людей, у которых могут быть другие сильные стороны. Один умеет договариваться с кем угодно, о чем угодно, и он на этом сделал свою компанию, свой успех, а другой может быть финансовый гений, и он на этой своей сильной стороне сделал успех. Поэтому не рекомендую ни за кем гнаться, а развиваться именно в том направлении, в котором нужно, в котором хочется, и через прочтение нужных книг в том числе.
Какая ваша любимая цитата?
МВ: У меня их несколько, например эту я сделала своим девизом в работе: “Делай, что должен и будь, что будет”. Очень люблю высказывание Оскара Уайльда : “Будь собой, все остальные места уже заняты”. Гениальным считаю высказывание Альберт Энштейна, которое звучит так: “Все мы гении, но если вы будете оценивать рыбу по её умению лазать по деревьям, то она так и проживёт, всю жизнь, думая, что дура”. Конечно, все эти цитаты уместны по определенному поводу.
Я вообще люблю мудрые высказывания, и даже их некоторым образом коллекционирую. Это из классиков. А вот мои современники, например, Аркадий Ильич Пригожин – мой учитель в консалтинге, доктор философских наук, профессор, основатель и почётный президент Национального института сертифицированных консультантов по управлению (НИСКУ), директор Школы консультантов по управлению Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. У него очень много классных фраз, например: “Цель – это запланированный результат”. Я считаю, это гениальная фраза, потому что говоря про целеполагание, что такое цель люди не особо понимают. А когда вы понимаете, что это запланированный результат, это то, что вы хотите получить на выходе, это очень применимо.
А еще мой коллега, коуч Константин Харский сказал: “Мы проживаем ту жизнь, ни которой достойны, ни которую заслужили, а ту жизнь, на которую мы решились”. Если хотите, то можете заглянуть на мою страничку в Инстаграм, там я часто размещаю посты с любимыми цитатами.
Расскажите о своем неудачном опыте. Давайте, возьмём то, чем вы сейчас занимаетесь.
МВ: Знаете, я могу конечно, что-то из коучинга привести, но дело в том, что коучинг это такая конфиденциальная история между коучем и человеком, с которым ты разговариваешь. Поэтому я обычно об этом публично не говорю. Пример из обучения. Эта ситуация произошла давно, лет 20 назад. Меня попросили разработать курс “Эффективная презентация”. Ну, я его разработала как могла, провела в группе MBA, и когда собирала обратную связь, спрашивала что было полезно, что заинтересовало, что запомнилось. Группа, с которой у нас в процессе обучения сложились прекрасные отношения, сказала: “ну вроде хорошо пообщались, и не особо чему научились”… Для меня это был большой стресс, как же я ничему не научила слушателей, я очень переживала. Но с тех пор я разработала собственную методику научения, как сделать так, чтобы человек не просто что-то прослушал, а чтобы он научился чему-нибудь. И сейчас, кроме того что я провожу свои тренинги и учебные курсы, я уже лет 15 веду программу, которая называется “Учись учить”, то есть как учить других людей, или “Тренинг для тренера”. Вот так, на мой взгляд, любой неудачный опыт всегда должен служить стартом, от которого можно оттолкнуться и сделать что-то новое и полезное.
Что вдохновило вас стать преподавателем?
МВ: Недавно я обнаружила в себе такую особенность, чтобы меня в жизни не заинтересовало, я это рано или поздно начинаю преподавать, включая танцы. Я иногда говорю, что я родилась учителем.
Значит у вас в крови это?
МВ: Думаю, да. Не хочется говорить какими-то высокопарными словами, но думаю, что для меня это всё-таки призвание. Потому что, если это Дело не любить делать, то так не выжить :). Полагаю, для тех у кого это не в крови, есть хлеб более легкий, чем преподавание. Тем более, когда речь идет об обучении людей взрослых, которые уже сформировались, у которых есть свой бизнес. Здесь надо такую “весовую категорию” иметь, такой стержень внутри, плюс компетентность, авторитет и … любовь к людям, признание уникальности каждого, да мало ли чего еще.
У Вас большой опыт не только преподавания, но и работы в сфере HR. Расскажите, пожалуйста, чем Вы занимаетесь. Помогает ли это в преподавании?
МВ: Мне очень помогает то, что я работаю не в одной единственной компании, а занимаюсь HR консультированием в разных компаниях. А это очень ценный опыт. В частности, я говорю про то, что системы управления персоналом в различных по размеру, по доходу, по продолжительности существования на рынке, по масштабу, по сфере деятельности и др. компаниях, могут кардинально отличаться друг от друга, внутри них всё устроено по-своему. Следовательно рекомендации эксперта в каждом конкретном случае будут отличаться.
Почему ваш курс важен для управленца?
МВ: Который из моих курсов вы имеете ввиду? Например, если говорить про курс “Управление персоналом”, то здесь и говорить не о чем, итак понятна важность управления людьми в бизнесе. В первую очередь, потому что основная роль руководителя это управлять каким-либо делом через других людей. То есть они сами, по сути, ничего делать не должны, они должны только уметь управлять людьми для того, чтобы подчиненные как раз и производили продукт, будь то товар или услуга.
Я понимаю, насколько сложно управлять финансовыми потоками, продвижением, продажей, но это такая наука, которую освоить можно. А вот в управлении людьми всё очень гибко и неустойчиво. Все знают, что такое “человеческий фактор”, все можно просчитать, но исполнитель что-нибудь сделает не так и всё, все твои расчёты полетели в тартарары.
Вот поэтому я считаю свой курс вообще самым главным :), конечно же. А, что касается коучинга, там совершенно отдельная история, потому что весь коучинг вообще про раскрытие потенциала человека. Очень важно, чтобы каждому руководителю в жизни попался хороший коуч, и с его помощью он/она могли бы себя лучше узнать, определиться в какую-то сторону пойти. Причём коуч это вообще ни разу не наставник, это не психолог, не учитель, не тренер, это всё к коучингу не относится, хотя не сведущим людям кажется одним и тем же. Все дело в том, что коуч не даёт рекомендаций, но он позволяет человеку самому дойти до своих сильных сторон, до тех ответов, которые без коуча найти, кстати, невозможно, потому что, задал себе человек один вопрос, пришел к какому-то ответу, и на этом остановился. А должен быть кто-то, кто по этому процессу ведёт, уходя в глубину, к истинным причинам, истинным желаниям и целям. Как разговаривать с человеком в коучинговом подходе я учу на курсе для МВА “Коучинг в формировании лидеров и команд”
Какие темы исследования действительно волнуют вас?
МВ: Всё, что связано с развитием человека. Причем, человека не простого, а того, который занимается бизнесом. В книге “Психология бизнеса” Емельянова и Поварницыной, 1998 года издания, есть такой термин – “человек бизнеса”. Вот именно это мне и интересно, как двигается, о чем переживает, с какими трудностями сталкивается, как идет к своему успеху, как развивается человек, который делает бизнес, который находится сейчас внутри бизнеса.
Как для вас выглядит успешный опыт при обучении на MBA?
МВ: Чей успешный опыт?
Может быть вы как преподаватель сделали уже какой-то анализ давно, смотрите, грубо говоря, на человека, и можете прочитать по его поведению, по его успеху, по тому как он обучается, к чему он придёт, и как для вас выглядит идеальный успешный опыт при обучение на этой программе?
МВ: Успешным обучение для слушателя МВА будет только в том случае, если оно будет применимо на практике и если у данного человека есть мотивация. А мотивация бывает разная. Ну, например, один человек поступил учиться только для того, чтобы получить Диплом МВА, потому, что без этого Диплома ему в компании, где он работает, не светит карьерный рост. Тогда знания ему совсем не нужны, он их не будет впитывать, просто будет все экзамены, курсовые задания вовремя сдавать, неважно с каким уровнем качества.
-Как в школе, да?
МВ: Да, а здесь все-таки взрослые люди, осознанные. Чем более человек осознан, тем больше он начинает от каждого курса брать что-то ценное, и сразу применять в своем бизнесе, даже если этого бизнеса еще не существует. Например, он ещё не открыл, а только планирует открытие своего бизнеса, но уже чему-то научился от опытных Учителей. И ему теперь не страшно открывать бизнес, он теперь знает, что нужно построить вот такую организационную структуру, что нужно вот так исследовать рынок, потом на этой основе можно начинать набирать персонал в эту структуру. То есть он понимает что и как надо сделать, чтобы организовать свой бизнес. И тогда его обучение будет для него 100% успешным.
Знаете, у меня настолько разные случаи бывают, вот на курсе по управлению персоналом был один слушатель, который не все занятия посетил, по работе в командировки ездил. Задание, которое он мне сдал по этому курсу, сделал на скорую руку и оценку получил невысокую. Прошло время, и года через полтора он мне прислал письмо, представляете? В этом письме он мне написал о том, что сейчас стал руководителем огромного строительного проекта. Самая большая проблема, с которой он сразу столкнулся – это найм персонала, причем, массовый найм. Вот что он пишет: “Марина Валерьевна, вы не поверите, что я сделал. Я открыл все свои конспекты по управлению персоналом и все расписал по шагам и алгоритмам вашим. Вы гениальный учитель!” – сказал он, -”я только сейчас это понял, потому что вы не просто рассказываете , что так бывает, и вот так бывает, и вот так бывает. Вы всегда даете технологию, которую можно взять и поэтапно внедрить!”
Для меня такая обратная связь – это реальное моё учительское счастье. Потому что я в принципе из тех людей, как сказал герой культового фильма: “Я мзды не беру, мне за державу обидно”. Я если вижу не мотивированного слушателя всё, мне вообще никакие знания передавать не хочется. Я конечно использую все доступные методы, чтобы его заинтересовать, но эффект всегда ниже. А когда я вижу, что человек берёт все, чем я делюсь, что для него это ценно и полезно, то для меня это всегда большая радость.
Что вам больше всего нравится в работе преподавателя?
МВ: Сама работа и нравится. Она тяжёлая, но мне нравится, когда во время учёбы происходит обмен знаниями и энергией, между мной и учениками, внутри самой учебной группы, все же люди разные и в разных организациях трудятся, поэтому обмениваясь они также обогащают друг друга. Я вообще не люблю стоять на трибуне и вещать в умные мысли. Мне нравится, когда идёт обмен, когда задают вопросы, когда участники сами рассказывает о своём опыте, даже если его опыт не совсем не встраивается или идёт в разрез темы.
В бизнесе, как в жизни, не бывает ничего откровенно хорошего и плохого, не бывает белого и чёрного. У этого такой опыт, он этот опыт получил “танцуя на граблях”, другим же тоже интересно, где он там шишки набил. Поэтому мне очень нравится такой обмен информацией, энергией, взглядами, подходами, иногда даже жизненной философией . Я как-то проводила вводное занятие на МВА и группе говорила о том, что “здесь не как в школе, не как даже в институте, здесь каждый преподаватель имеет свой проект, свою компанию или консалтингом занимается, каждый приходит со своими идеями, со своими подходами к жизни и каждый несёт все это в группу, поэтому я вас очень прошу, вы не теряйтесь, вам не надо ничего копировать, вам нужно в этом во всём найти себя и своё направление, свою жизнь и свой бизнес.