Трудный ребенок малый бизнес
Трудный ребенок малый бизнес
Двадцать лет независимости и целый ряд нерешенных проблем – таков неутешительный итог «развития» малого казахстанского бизнеса.
В чем дело? Почему малый бизнес, который в развитых странах является основой экономики и основным источником бюджетных пополнений, в нашей стране по-прежнему пребывает в младенчестве? И это несмотря на понимание его важной стратегической роли со стороны государства, на многочисленные программы развития, непрекращающиеся усилия неправительственных организаций и пр. Почему так мало успешных предприятий и так много банкротств и неудавшихся бизнесов уже на первом году жизни?
Причина всегда одна, или всегда есть главная причина. Если абстрагироваться от набившей оскомину коррупции, то можно сказать, что в принципе инфраструктура для развития предпринимательства государством создана. Конечно, остаются проблемы недостатка собственных средств, ограниченного доступа к финансированию, чрезмерного контроля со стороны госорганов, бюрократия местной власти и целый ряд других проблем, которые, что называется, заболтали, и на которые уже никто серьезно, к сожалению, не обращает внимания. Однако анализ современной практики малого предпринимательства позволяет утверждать, что основной вопрос теперь все-таки лежит в другом – в профессиональной компетентности самих начинающих бизнесменов. Основные факторы при этом следующие:
Узость креативного мышления
Принято считать, что хороших бизнес-идей мало. Я не согласен с этим. Хороших идей может быть так же много, как и неудовлетворенных потребностей и желаний потребителей. Конечно, найдутся оппоненты и скажут, что «рожденный ползать, летать не может», имея в виду творческие таланты людей, с чем нельзя не согласиться. Но хорошая новость заключается в том, что есть тренинги по развитию креативного мышления. Я сам когда-то проходил подобный тренинг в Израиле и
могу сказать, что этому можно научить. Или, в крайнем случае, хорошо продвинуть в данном направлении, открыв человеку «лакаторы» для улавливания чужих идей.
Креатив же многих наших начинающих предпринимателей дальше банальной автомойки или продуктового магазина зачастую не идет.
Другой вопрос из этой же оперы – коммерциализация идеи. Как от идеи дойти до продаж и прибыли? Здесь опять-таки у большинства – темный лес. Развитие идет по законам естественного отбора – выживает сильнейший (самый умный) методом проб и ошибок. Другие же, может, не менее талантливые люди, пропадают из-за своей некомпетентности и нехватки воли и терпения.
Рекомендуем еще: