ГЛАВНОЕ МЕНЮ (ВСЕ СТРАНИЦЫ) Закрыть главное меню

Несовместимость мифов и высшего пилотажа в менеджменте

Трудный ребенок малый бизнес
2017-03-26
Восприятие миссии. Миссия как инструмент эффективности
2020-07-28
 

 

Автор статьи: Кадирбай Рятов

 

 

Слушатели программ MBA и DBA ALMA UNIVERSITY часто спрашивали, можно ли как-то посредством цифр и чисел «пощупать», что есть высший пилотаж в менеджменте, а что таковым не является. 

Предположим, вы приватизировали безнадёжно убыточное предприятие коммунальной энергетики, затратив на это около $7 млн. Затем, осуществив важные системные изменения, вывели его на безубыточный уровень, а по прошествии 5-6 лет, когда оно стало приносить прибыль, вы продали его за $53 млн. Такая эффективность, конечно же, является проявлением высшего пилотажа в управлении.

Или другой пример. Представьте, команду менеджеров нанимают для покупки группы крупных промышленных предприятий химической отрасли (которые простаивали около 10 лет после распада СССР). Эти менеджеры, затратив не более $40 млн, в течение одного года полностью восстановили производство и экспорт продукции в Европу. А по прошествии 5-6 лет продали бизнес за $311 млн. Это, конечно, тоже высший пилотаж. 

«Высший пилотаж» в менеджменте – это способность команды достигать потенциальной (максимально возможной) эффективности.

Вряд ли такой «пилотаж» возможен без высокой компетентности. 

Конечно, эмоциональная и экспертная компетентность всегда имеют огромное значение, но, рассуждая о высшем пилотаже в менеджменте, мы, прежде всего, фокусируемся на организационной.

С чего же начинается организационная компетентность? 

Конечно, с безупречного понимания структуры, содержания и сути процессов компании. Откуда берётся такое понимание? Оно возникает или не возникает в зависимости от того, знаете вы или не знаете определение: что есть компания – что такое организация. 

На что это похоже? Вспомните определения из школьной математики: что есть окружность или треугольник. Теперь вспомните, с чего начинались условия школьных задач. Вспомнили? Дана окружность с центром…. или дан прямоугольный треугольник…

Решать такие задачи, не зная нужных определений, не имело смысла. Так вот, пытаться осуществлять изменения (а именно из них состоит работа менеджеров) в самой компании или её процессах, не зная определений, тоже не имеет большого смысла.

И ещё. Например, из определения, что есть треугольник, следует, что сумма его внутренних углов равна 180’.

Аналогично, зная, что есть организация, можно, как следствие, определить, из каких функций состоит её процесс, а также кто является основным носителем (исполнителем) той или иной функции.

Итак, будем считать, что данный урок мы усвоили: очень важно знать, что есть организация!

Если обратиться к современным учебникам по менеджменту или к Wikipedia, можно найти самое популярное на сегодня определение: 

Организация — группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Итак, перед нами непростая задача. Нам предстоит понять, является ли данное определение «рабочим», есть ли от него прок или же его следует окрестить мифом номер 1.

Давайте, всё по порядку.

Из определения следует, что деятельность «группы людей» кем-то «координируется для достижения общих целей». Возникают вопросы: Кем? Кто эти люди? Какое отношение они имеют к организации? 

Очевидно, что «общие цели» – это количественные показатели, на достижение которых будет ориентирована деятельность организации. Возникают вопросы: Что это за цели? Сколько времени необходимо для их достижения? Что будет с организацией, когда цели будут достигнуты? Должна ли она прекратить существование?

Как видим, данное определение вместо ответов порождает множество новых вопросов. 

Конечно, было бы неправильным, подвергнув жёсткой критике описанное выше определение, не предложить взамен другое. Давайте, сделаем это. Однако прежде порассуждаем над тем, что имеет прямое отношение к вопросу: что есть организация? 

  1. Чем заняты все организации мира? Только тем, что:

    * Создают продукты;

    * Производят продукты;

    * Продают продукты;

  1. Какие группы людей имеют отношение к деятельности организации? Их четыре. Те, кто:
  2. Владеет организацией (владельцы);
  3. Принимает решения (менеджеры);
  4. Исполняет решения (персонал);
  5. Покупает продукты организации (потребители).
  6. Все цели существуют не для декларации, а для того, чтобы кто-то обеспечивал их достижение. Так как три группы из четырёх – это люди организации, следовательно, достижение целей организации могут обеспечивать только они.
  7. Получается:

    * есть цели, достижение которых обеспечивают только владельцы организации (ROI,NPV);

    * есть цели, достижение которых обеспечивают владельцы и менеджеры (прибыль);

    * есть цели, достижение которых обеспечивают владельцы, менеджеры и персонал (объемы производства и продаж, выручка).

  1. Вряд ли перечисленные выше цели могут являться главной причиной создания организации. Ведь все они достигаются в течение ограниченного промежутка времени. Следовательно, владельцев, менеджеров и персонал объединяет не стремление достичь определённых целей, а нечто другое. Что же? Видимо, что-то, что каждой из четырёх групп позволит получить очень важное для них удовлетворение. Причём достижение перечисленных выше целей может быть лишь инструментом для такого удовлетворения. 
  2. Какое же удовлетворение хотят получить:
  3. Владельцы, создавая или обретая организацию;
  4. Менеджеры, принимая решения и создавая алгоритмы их исполнения;
  5. Персонал, исполняя решения и следуя алгоритмам?
  6. Всё очень просто! Все люди, что бы они не делали в течение дня, занимаются лишь одним – они стремятся удовлетворить свои потребности и реализовать свои интересы. 
  7. То есть, все четыре группы людей имеют отношение к организации лишь потому что хотят, участвуя в её процессах, получить возможность удовлетворить свои потребности и реализовать интересы.

Таким образом, мы можем сформулировать следующее определение:

Организация – это интеграция интересов и действий четырёх групп (владельцев, менеджеров, персонала и потребителей) в единый процесс с целью реализации интересов каждой группы.

Из данного определения следует, что процесс организации включает 6 (шесть) функций:

  1. Владельцы (предприниматели) являются носителями первых двух:

– ИНТЕГРАЦИИ. Они интегрируют (объединяют) четыре группы;

– ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА. Они генерируют идеи и создают предпринимательские замыслы;

  1. Менеджеры являются носителями функции УПРАВЛЕНИЯ. Они принимают решения и создают алгоритмы их исполнения;
  2. Персонал исполняет две функции:

    * АДМИНИСТРИРОВАНИЕ:

    * финансовое;

    * материально- техническое (закупки);

    * HR;

    * ПРОИЗВОДСТВО И ПРОДАЖА; 

  1. Потребители покупают продукты организации. 

 

Отрывок из рукописи книги с рабочим названием «Мифы и аксиомы»

//]]>