ГЛАВНОЕ МЕНЮ (ВСЕ СТРАНИЦЫ) Закрыть главное меню

Казахстанские чемпионы бизнеса

Душа бизнес-школы
March 26, 2017
Посмотрите в зеркало или что мешает казахстанскому предпринимателю
March 26, 2017
 

Автор статьи: Озат Байсеркеев
Сертифицированный и лицензированный консультант
компании Management Systems Consulting Corporation
PhD, доцент Almaty Management University


Казахстанские чемпионы бизнеса: Есть ли перспектива?

Понятие «скрытые чемпионы» (Hidden Champions) – далее по тексту НС – ввел немецкий предприниматель Герман Зиман (Hermann Simon) – автор мирового бестселлера «Hidden Champions of the 21st Century» (Скрытые чемпионы 21-го века). НС – это лидеры мирового или как минимум континентального масштаба в очень узкой нише (например, производство учебных скелетов человека). Это – компании небольшого размера (годовой оборот у европейских НС не превышает 4 миллиарда евро), неизвестные широкой публике (поэтому они «скрытые»), но очень продвинутые в плане менеджмента, инноваций, амбиций и международности продаж. В экономиках своих стран они играют очень существенную роль, влияние которой предстоит еще более глубоко изучить.
Есть ли таковые в Казахстане? Нужны ли они нам? Каково их значение для страны? Осветить эти вопросы – цель настоящей статьи.
Казахстанский экономический контекст
Очевидно, наши НС отличаются от европейских и американских. Чтобы понять «казахстанский формат»  важно понять сначала природу малого и среднего бизнеса (МСБ) в Казахстане в целом на фоне  его недолгого по историческим меркам развития и современного состояния.
За два десятилетия стране пришлось осуществить масштабный переход от плановой (социалистической) экономики к рыночной. Этот переход и есть главный фактор, определяющий до сих пор специфику казахстанского бизнеса, в котором как в фокусе отражается вся суть и современное состояние МСБ страны.
Основой динамичного развития экономики и источником ее стабильного роста в течение 20 лет независимости были сырьевые отрасли: в 1994 году внутренний валовой продукт (ВВП) на душу населения составлял чуть более 700 долларов США, а в 2011 году он вырос более чем в 13 раз и превысил 10 000 долларов США.  Однако доминирование сырьевого сектора может привести к неустойчивости экономического роста страны и длительной стагнации. Это отражается и на развитии МСБ: его доля в ВВП остается небольшой (менее 30%), в то время как в США и Великобритании эта цифра составляет 52%, в Японии – 53%, Польше – 47%, Турции 59%. При этом большая часть казахстанского МСБ – это торговля (около 40%) и лишь 9% – промышленность.
Выход нашей страны на мировой уровень конкурентоспособности национальной экономики – государственная задача, о чем не раз указывало высшее руководство страны. В целях преодоления топливно-сырьевой направленности экспорта Казахстан концентрирует усилия на обеспечении ускоренного развития обрабатывающих и высокотехнологичных производств, что уже отражено во многих концептуальных и программных документах.
На практике же мы видим целый ряд нерешенных проблем, одной из главных среди них, на мой взгляд, является большой качественный разрыв в развитии между крупным бизнесом с одной стороны и малым и средним бизнесом – с другой. Крупный бизнес, так или иначе, находит внимание и поддержку государства в силу своей крупности и значения для региона, в котором он работает. Это может проявляться в большей доступности к финансированию своих проектов (в т.ч. и к льготным кредитам с государственной субсидией), налоговых послаблениях, лоббировании своих интересов через депутатский корпус и отраслевые профессиональные ассоциации. Малому же и отчасти среднему бизнесу большей частью приходится работать самостоятельно. Чтобы компенсировать «отставание» ему нужно работать лучше. А как? Ответ (или один из возможных ответов) на этот вопрос подсказывает концепция НС.

 

Скачайте всю статью в формате pdf

Cкачать